Устойчивое выражение «тихий как мышь» несправедливо! Мы просто не слышим того, что они говорят. А они говорят. И даже поют, только в ультразвуковом диапазоне.
Считается, что ультразвуковые сигналы грызунов изменяются в зависимости от «социального контекста»: что, кому и зачем они сообщают. При этом мышиная речь обладает признаками именно «вокального произведения» — как и у птиц. Учёных, однако, интересует не сам факт пения мышей, а то, как они обучаются этому «искусству». Или, точнее, врождённое ли это умение или благоприобретённое.
Группа исследователей из Университетского колледжа медицины и фармакологии Северо-Западного университета в Огайо (США) и Института исследований слуха Медицинского исследовательского совета (Великобритания) предприняла изучение возрастных особенностей мышиного пения. Обнаружилось, что родители могут отличать более взрослое потомство от совсем маленьких мышат по их «песням», а не просто по высоте звука. В частности, по мере взросления мыши её писк усложняется, в «песнях» становится больше слогов. При этом учёные делают вывод о том, что с возрастом мышь выучивается новому репертуару. Хотя они и не исключают влияния на вокальные данные животных возрастных изменений нейромышечного аппарата голосовых связок.
Результаты этого исследования опубликованы 9 марта в сетевом издании PloS ONE.
А вот учёные из Японии (руководитель группы — Такефуми Кикусуи из Университета Адзабу) пришли к прямо противоположному выводу. Они взяли мышат из двух разных линий, которые различались по характеристикам вокального сигнала, и поменяли им семьи (то есть мышонок одной «вокальной линии» попал в семейство другой «вокальной линии», и наоборот). После завершения периода вскармливания исследователи прислушались к мышиным руладам и решили, что репертуар наследуется исключительно генетически: воспитание не оказало никакого влияния на характер песен, и выросшие грызуны пели вразнобой со своей приёмной семьёй. Отчёт японских исследователей также выложен на сайте PloS ONE.
А теперь о главном. Разница в выводах послужила причиной дискуссии между двумя исследовательскими группами. Японцы утверждали, что заокеанские коллеги обнаружили лишь генетически запрограммированное возрастное изменение структуры вокального сигнала. А американцы утверждают, что в поле зрения японских учёных попали только те характеристики мышиной песни, которые действительно генетически запрограммированы; при этом они будто бы упустили те «ноты», что появляются у мышей вне зависимости от их генов.
Впрочем, как бы ни обстояли дела с вокальной подготовкой у мышей, следует заметить, что подобные исследования могут сказать довольно много об общих нейрогенетических механизмах, связывающих голос, речь и пение с головным мозгом. Так что пожелаем удачи мышам и их благодарным
Комментарии закрыты